Презентация - "Языковая личность автора в лирике Наталии Блохиной"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Языковая личность автора в лирике Наталии Блохиной"
Автор: КОЗЛОВА ПОЛИНА ИВАНОВНА; МБОУ «Лицей №1», 10 «Г» класс Руководитель: ЛОБОДА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» Городская научно-практическая конференция школьников «Юность и наука - третье тысячелетие» СЕКЦИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК
Объектом исследования является языковая личность норильской поэтессы Наталии Блохиной. Предметом исследования являются языковые средства выражения языковой личности в её лирике. Гипотеза заключается в следующем: исследование языковой личности позволит более глубоко раскрыть характер и мировоззрение лирической героини Наталии Блохиной. Цель исследования – раскрыть языковую картину мира в лирике Наталии Блохиной и языковую личность автора, поэтическую индивидуальность поэтессы.
изучить литературу по теме исследования; опираясь на лингвистические исследования в изучаемой области, раскрыть поэтическую специфику языкового сознания лирической героини Наталии Блохиной; выяснить, как она связана с языковой картиной мира.
В работе использовались следующие методы и приёмы: сопоставительный, текстовый анализ, элементы стилистического анализа, метод словарных дефиниций, а также общенаучные приёмы наблюдения, обобщения, описания. Актуальность исследования определяется не внутринаучными проблемами (к их решению я ещё не готова). Она связана с практической необходимостью лингвистического анализа поэтических текстов, которую постоянно ощущает и исследователь-интерпретатор, изучающий поэтический текст на основе комплексного подхода, и школьник, «вынужденный» анализировать стихотворения, и любой читатель, стремящийся к глубокому постижению поэзии, образа автора, его индивидуальности и мировоззрения. Научная новизна исследования выражается в следующем: языковая специфика поэтических текстов, рассмотренная на материале лирики норильской поэтессы Наталии Блохиной с позиций понятия «языковая личность», позволила глубоко раскрыть образ лирической героини, показать, как в речевой структуре стихотворений концептуализируются и выражаются субъективные и объективные представления о мире.
Теоретическая значимость работы видится в описании средств выражения языковой личности в поэтическом тексте, в том числе и имплицитных средств и в изучении их возможностей. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения его материалов на спецкурсах по обучению интерпретации поэтического текста в классах с углубленным изучением русского языка и литературы, а также на уроках литературы при изучении поэзии Красноярского края.
Языковая личность – это «совокупность способностей и характеристик человека, его языковую компетенцию, обусловливающую создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отражения действительности, а также определенной целевой направленностью». совокупность особенностей вербального поведения человека, использующего язык как средство общения. закрепленный преимущественно в лексической системе базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, своего рода «семантический фоторобот».
вербально-семантический – слова и их значения; когнитивный – концепты; мотивационный – высший уровень, отвечает на вопрос, с какой целью писатель использует в своем тексте именно эти слова и когниции, какую мысль автор хочет выразить и передать в тексте.
система всех возможных содержаний: духовных, определяющих своеобразие культуры и менталитета данной языковой общности, и языковых, обусловливающих существование и функционирование самого языка; представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях — языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием того или иного языкового сообщества языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития; языковая картина мира чётко структурирована и в языковом выражении является многоуровневой. Она определяет особый набор звуков и звуковых сочетаний, особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка, просодические характеристики речи, словарный состав, словообразовательные возможности языка и синтаксис словосочетаний и предложений, а также паремиологический багаж;
языковая картина мира существует в однородном своеобразном самосознании языковой общности и передается последующим поколениям через мировоззрение, правила поведения, образ жизни, запечатлённые средствами языка; картина мира какого-либо языка является его преобразующей силой, формирующей представление об окружающем мире через язык как «промежуточный мир» у носителей этого языка; языковая картина мира конкретной языковой общности — это её общекультурное достояние
Когда любовь из плена страха вылетит, оковы смерти тихо упадут… Когда тоска-старуха неуклюжая Забудет путь-дорогу в этот дом…
Лирическая героиня Блохиной не только осознаёт, но и переживает свою связь с миром природы . Предметно-образный мир природы Философский контекст Лексика душевного состояния человека: «запах полыни», «хлебная нива», «в саду, под сливой», «небо в звёздах», «птичьи переливы», «легчайший ветер», «петух поёт», «спит котёнок», «золото берёз», «в черничных бусинах поляна», «шелест дождинок-слёз» «устроено с мудростью Предвечным», «мудрости внимая свято», «Бога… узреть», «мысль возвра-щается к извечной теме» «блаженно лечь», «мысль живёт во мне», «было чувство»
Нас призывает к мудрости планета, она проста, бесхитростно-добра, лишь для того, чтоб день вставал с рассветом, чтоб «здравствуй» каждый мог сказать с утра, чтобы однажды наши же потомки, всей мудрости её внимая свято, сидели под такой же сливой тонко, нас добрым словом помянув когда-то. «Умозаключительная» роль
Вид спелых сочных ягод так нежданно Мне говорит: «Ну, рви нас, собирай!» Диалоговый характер отношений, отражение потребности общения с природой.
А лес двум потерявшимся аукал, «Найдутся ли?» - всё волновал вопрос… Тут для кого-то Бог устроил рай! /…/ Зачем мне рай одной?.. Форма постижения
Горел костёр чуть видно. Вот дорога. И - никого. Он смог меня согреть. И было чувство, что во всём я Бога Так просто и легко могу узреть. Поэтическое открытие
Рассыпается время на звуки – И горит эта россыпь мгновений Горьковатою песней осенней… От звучанья сонат и сонетов, фиолетово-радужных красок, Что тянулись от Пасхи до Спасов, Обозначились пятна рассвета. И мазками на холст наносило Время – листья осенних мелодий, Они слышались издали вроде… «Слышит» время «Видит» время
Может, это сама неизбежность Перекрещена с робостью чьей-то? Сон рассветный, ты был или не был? Что ж закат полыхает так чудно? «Фиксация» изменчивости окружающего мира, осознание «участия» времени в духовной жизни человека и мира.
Стихающих звуков осенняя муть, И звуки цикад лёгким ветром по коже, И только желание скорее нырнуть В озёрную влагу минутою позже… И плыть, удивляясь спокойствию вод, Как быстро закат угасает порфирный, А пух одуванчиков рядом плывёт Как символ мгновений, летящих над миром. «Изображение» и «озвучивание» времени
С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Для лингвистической поэтики проблема человека в его отношении к языку имеет особое значение, так как речь идет не просто о носителе языка, а о художнике, творце произведения словесного искусства. Он более глубоко и более тонко чувствует мир, открывая читателям своё видение. Субъективность этого видения соотносится языковым сознанием читателя с объективностью языковой картины мира, усвоенной им как носителем национального языка. Так рождаются читательские открытия, а языковая картина мира обогащается новым содержанием.
При исследовании картины мира, закреплённой в поэтическом языке (языковом поэтическом сознании) Наталии Блохиной, было выяснено, что её лирическая героиня в своём видении мира, с одной стороны, выражается через традиционные в русской языковой картине мира образы, а с другой стороны, привносит индивидуальное видение мира, раскрываясь как языковая личность. Интерес к метафорическим образованиям объясняется тем, что созданные посредством их фрагменты языковой картины мира наиболее ярко и самобытно окрашивают концептуальную модель мира в национально-культурные цвета.