Презентация - "Незакатная звезда"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Незакатная звезда"
«Незакатная звезда» (Интерпретация биографии Есенина в кинематографе) Работу выполнила: Чуркина Татьяна Сергеевна, ученица 11 «А» класса Научный руководитель: Финчурина Елена Борисовна
Цель моей работы - выявление расхождений в биографии Сергея Есенина и фильма «Есенин», снятого по мотивам одноимённого романа Виталия Безрукова. Задачи: Выявить различия между сюжетом фильма и биографией поэта. Сопоставить неточности с реальными событиями. Узнать мнения учителей – филологов о фильме «Есенин». Предмет исследования: Биография Сергея Есенина. Художественный фильм «Есенин». Критическая литература о фильме. При исследовании были использованы следующие методы: Изучение биографии, автобиографии и воспоминаний его современников. А также произведения Сергея Есенина. Сопоставление реальных фактов с телевизионной версией. Опрос учителей-филологов по данной тематике. Обработка и систематизация данных .
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константинове, Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Здесь прошли его детские годы, а затем и годы юности. Здесь написал он свои первые стихи. К вершинам поэзии поднялся он из глубины народной жизни. Родители поэта Есенин с сестрой
С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Позже стихи Есенина уже печатали столичные журналы. Началась первая мировая война. Всем сердцем поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали: Ой, ты, Русь моя, родина кроткая Лишь к тебе я любовь берегу. Время творчества Есенина – время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений.
Есенин в Петрограде знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, Н. А. Клюевым, оказавшими на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под "крестьянскую", "народную" манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
Семейная жизнь Есенина была сложной и трагичной. У него были дети от первого и второго браков: Сын Юрий ( от А. Р. Изрядновой), дочь Татьяна, сын Константин ( от Зинаиды Райх). По свидетельству современников, Есенин всегда носил в кармане пиджака фотографии Татьяны и Константина, постоянно заботился о них, посылал им деньги.
Осень 1921 года знакомится с "босоножкой" Айседорой Дункан. По воспоминаниям современников, Айседора влюбилась в Есенина с первого взгляда, да и Есенин сразу увлекся ею. 2 мая 1922 года Сергей Есенин и Айседора Дункан решили закрепить свой брак по советским законам, так как им предстояла поездка в Америку. Встреча с Дункан, действительно, оказалась для Есенина гибельной.
10 мая 1922 года Есенин уезжает за границу. Полтора года, проведённые поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы «Чёрный человек». Это последнее поэтическое произведение Есенина. По возвращении поэт посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нём, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог.
5 марта 1925 года знакомится с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет. Софья Толстая - еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Вышедшая из аристократической семьи, по воспоминаниям друзей Есенина, очень высокомерная, гордая, она требовала соблюдения этикета и беспрекословного повиновения. Эти ее качества никак не сочетались с простотой, великодушием, веселостью, озорным характером Сергея.
В конце ноября 1925 из-за угрозы ареста ему пришлось лечь в психоневрологическую клинику. Софья Толстая договорилась с профессором П.Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в платную клинику Московского университета. Профессор обещал предоставить ему отдельную палату, где Есенин мог заниматься литературной работой. Сотрудники ГПУ и милиции сбились с ног, разыскивая поэта. О его госпитализации в клинику знали всего несколько человек, но осведомители нашлись. 28 ноября чекисты примчались к директору клиники профессору П.Б. Ганнушкину и потребовали выдачи Есенина, но он не выдал на расправу своего земляка. За клиникой устанавливается наблюдение. Выждав момент, Есенин прерывает курс лечения (вышел из клиники в группе посетителей) и 24 декабря уезжает в Ленинград.
24 декабря 1925 Сергей Есенин уехал в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице "Интернационал" ("Англетер") Есенин, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. За день до этого он написал стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья..." и передал их своему ленинградскому другу - поэту Вольфу Эрлиху. До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки и слова, Не грусти и не печаль бровей,- В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей. 1925
В 2005 году, на большой экран вышел фильм, снятый по мотивам биографии великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Фильм снят по одноимённому роману актёра, драматурга и писателя Виталия Безрукова, который выступил автором этого проекта. В главной роли в фильме, рассказывающем о последних десяти годах жизни выдающегося русского поэта и о расследовании обстоятельств его смерти, снялся Сергей Безруков. По словам В. Безрукова, фильм «Есенин» открывает читателям нового Есенина, жизнь которого была яркой вспышкой на фоне страшных перемен в стране начала XX века. И
Вот список расхождений и киноляпов в сериале, выявленных в ходе исследования: 1. В первой серии возникает некий "санитарный батальон гвардейского Царскосельского полка". В то время как Есенин служил в Царскосельском санитарном поезде N143. Этот факт есть во всех биографиях поэта. И к лейб-гвардии 2-му стрелковому Царскосельскому полку, шефом которого была вовсе не императрица, а Великий Князь Дмитрий Павлович, отношения не имел. 2. В фильме фигурируют какие-то непонятные намеки на роман с Великой княжной Татьяной. Возникает "дядя Константин Александрович". Если речь идет о поэте К.Р. - то его отчество было Константинович. И показать ему стихи в 1916 году Татьяна Николаевна никак не могла, потому, как К.Р. умер еще в 1915-м. 3. Выступал Есенин перед императорской фамилией не в Царском селе, а на фронте, в лазарете, где императрица с дочерьми работали сестрами милосердия. В Царском селе он выступал с Клюевым на вечерах "Общества возрождения художественной Руси". 4. Александр Блок в сериале почему-то умирает в 1922 году, в то время как реально поэт скончался 7 августа 1921 года.
5. Путаница с хронологией. По фильму Есенина сажают в подвалы ГПУ в 1922 году. Сокамерник "князь Вяземский" говорит о некоем Манифесте Ганина, о его аресте. Проект "Орден Русских Фашистов" относится в 1924 году, и курировал это дело лично Яков Агранов - заместитель Ягоды. Проект этот был делом Агранова, в него был втянут и Ганин, и Всеволод Иванов, и сам Есенин. С "Вяземским" Ганин знакомится в том же году и по его просьбе пишет "Тезисы обращения к русскому народу". Вскоре после написания "Тезисов" большая часть участников была арестована, а Есенину пришлось бежать в Баку. 6. В 1915 году Есенин-дезертир, едущий с солдатами в теплушке, узнает о смерти Распутина, убитого, как известно, только в конце 1916 года. Причем на самом деле дезертиром Есенин не был, а дезертирство придумал в советское время для "правильной" биографии. 7. Встреча поэта с Троцким почему-то передвинута на год - с августа 1923-го, когда он вернулся из зарубежной поездки с Айседорой Дункан, на 1922 год.
8. Странно звучит фраза Троцкого: "Завидую вам, Есенин: по стране поездите!". Не секрет, что сам Лев Давыдович отнюдь не был домоседом и частенько мотался по стране на собственном поезде. 9."Смешной" в фильме момент, когда, сидя дома, Есенин объясняет Ганину, кто такая Зинаида Райх, хотя Ганин был первым женихом Зинаиды Николаевны. В этом же эпизоде Есенин рассказывает о еврейских корнях Зинаиды Райх. Но на самом деле он говорил эти слова в Америке, после скандала с человеком, обвинившим его в антисемитизме. Есенин ответил, мол, у меня жена еврейка и дети евреи, прекрасно зная, что она немка. 10. Дуэль Есенина с Пастернаком - не более чем фантазия. В романе Безрукова эта дуэль описана таким образом: "Есенин схватил Пастернака за яйца, пропустив два удара". "Нереалистично выглядят споры Есенина и Пастернака - кто из них лучший поэт. Есенин всегда очень уважительно относился к творческим людям", - говорят внук и правнучка поэта. 11. В фильме Есенин постоянно экспромтом стихи сочиняет, что на самом деле, по отзывам очевидцев, случалось с ним чрезвычайно редко, совершает такие неприличные поступки, что вызывает неприязнь. Сестры Есенина рассказывали, что поэт был щепетилен и избегал беспорядочных половых связей - боялся подцепить какую-нибудь болезнь.
Да и вообще, если быть более внимательным, можно отметить и ряд других киноляпов относительно исторических фактов, например: 1. В фильме показывают царскую армию, и там солдат отвечает "Есть!" на слова командира. Этого быть не могло, потому что такая формула была введена много позже, в царской армии отвечали "Слушаюсь". 2. У офицеров, служивших по сюжету фильма в 3-м стрелковом полку, почему-то белый околыш на фуражке, который является принадлежностью Измайловского или Павловского полка. 3. Все шинели, фуражки и прочие атрибуты формы выглядят так, как будто их взяли с советских складов. 4. Хлыстов с героем Табакова встречаются в саду "Эрмитаж". Вид у сада современный, в 1985 году все было не так. 5. Секретарша-любовница Есенина говорит человеку с петлицами ГПУ, что работает в ВЧК.
Мнения учителей - филологов Давыдова Нина Леонтьевна «Фильм мне категорически не понравился. Задумка режиссёра изобразить Есенина как дебошира, алкоголика и вечно улыбающегося московского щёголя, я думаю, была лишь пиар-акцией. Есенин был деревенским парнем, воспитанным на христианских традициях. Его природная скромность не позволила бы постоянно широко улыбаться. Голливудская улыбка никогда не была присуща Есенину. Нет даже ни одной фотографии, где бы он широко улыбался. Есенин ассоциируется с образом деревенского Леля, пастушка. Я не увидела умного, глубокого, культурного, знающего наизусть скандинавские саги, Есенина. Авторы фильма сделали акцент на негативные биографические моменты, что доказывает коньюктурность фильма. (Если же рассматривать фильм как художественное произведение, то в нем скорее можно увидеть богатое воображение создателей нежели реальные факты из жизни поэта.) Авторы слишком вольно подошли к реальным фактам из биографии поэта».
Шефер Марина Анатольевна «Фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Увлекательный сюжет и профессиональная актерская игра сделали этот фильм одним из шедевров современного отечественного кинематографа. На мой взгляд, именно в роли величайшего поэта Сергей Безруков смог полностью раскрыть свой талант». Барышникова Светлана Николаевна «Фильм современен – в нем показан сегодняшний уровень нашей культуры. На мой взгляд, Сергей Безруков, очень талантливый артист, но пленник современного стиля. Есенин в исполнении Безрукова необаятелен, постоянно широко улыбающийся. Поэт в жизни был скромным, выдержанным. Достаточно прочитать воспоминания о нем разных людей, чтобы понять, что Есенина отличала образованность, внутренняя культура». Финчурина Елена Борисовна «Фильм о Сергее Александровиче мне не понравился. В нем, как мне кажется, нет реального Есенина – высоко образованного, необыкновенно скромного, талантливого. Прослеживается явное несоответствие фактов биографии поэта, обилие киноляпов. Не плохо, что интерес к личности Есенина не угасает. Кинематограф вновь и вновь обращается к русской классике. Важно, посмотрев предложенное, уметь правильно оценить увиденное».
Заключение Нами сделаны следующие выводы: Хотя художественный фильм «Есенин» был создан не как прямая интерпретация биографии поэта, а скорее как телевизионный проект, к биографии великих людей, на наш взгляд, нужно относиться бережно. Мнения учителей – филологов нашей школы неоднозначно, но большинство всё-таки склонны считать, что это конъюктурное кино. Этот фильм никого не оставил равнодушным, несмотря на то что он вызвал не только положительные, но и отрицательные отзывы.