Презентация - "Женская дневниковая проза"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Женская дневниковая проза"
ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении. II прил. дневниковый, -ая, -ое (к 1 знач.). (Толковый словарь русского языка). ДНЕВНИК, подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д. - обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Д. мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д. декабриста В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Д. (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.). (Большая Советская Энциклопедия)
Виды дневников Дневник может выступать как форма художественного повествования. Дорожный дневник ("Сентиментальное путешествие" Л. Стерна, "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина ) Писательский дневник ("Дневник" Ж. Ренара, "Опавшие листья" В. В. Розанова, "Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши, «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского) Дневник «частного лица» («Дневник Анны Франк», «Дневник Нины Костериной»)
Фикельмон Дарья Федоровна Дарья Федоровна Фикельмон, урожденная графиня Тизенгаузен – внучка фельдмаршала Кутузова, дочь друга А. С. Пушкина Е. М. Хитрово. Известна как хозяйка петербургского салона и автор обстоятельного светского дневника. Детство провела в Ревеле, юность во Флоренции. Была замужем за посланником австрийского императора. Интересовалась литературой и музыкой, религиозно-философскими вопросами и политикой. Ее друзьями были П. Вяземский, А. Тургенев, И. Козлов, А. С. Пушкин.
Из дневника Долли Фикельмон «Вчера, 12 января, мы доставили себе удовольствие разъезжать в домино и масках по разным домам. Нас было восьмеро: Maman, Катрин, мадам фон Мейендорф, Геккерн, Пушкин, Скарятин, Фриц, и я. Мы посетили жену английского посла, Лудольфов и Олениных. Повсюду очень забавлялись, но Maman и Пушкина везде сразу же узнавали. Вернулись к нам домой ужинать. Состоялся прием и в Эрмитаже, но послов пригласили во дворец без жен».
Из дневника Долли Фикельмон «Сейчас я с огорчением вспоминаю, что в первые дни после моего приезда сюда записала довольно нелестные вещи о Геккерне. Предпочитаю думать, что они абсолютно ошибочны; я очень привыкла к его компании и нахожу его остроумным и занимательным. Не могу не признать, что он злобен, по крайней мере, на словах, но хочется верить, что светское общество недооценивает его по достоинству».
Аксакова Вера Сергеевна Родилась 7 (19) февраля 1819 года в семье русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Стала ревностным пропагандистом славянофильских идей. Активный участник и организатор литературно-общественного салона в доме Аксаковых в Москве и подмосковном имении Абрамцево. Автор дневника (1854 – 1855), содержащего интересные материалы о жизни и быте семьи Аксаковых, литературных нравах того времени.
Дневник увидел свет в 1908 г. на страницах журнала "Минувшие годы" со значительными сокращениями. В издании 1913 г. он был напечатан с подлинной рукописи, предоставленной в редакцию племянницей В.С.Аксаковой. В русской литературе мемуаров и записок дневнику В.С.Аксаковой принадлежит одно из первых мест. Дневник идет к нам от достопамятной эпохи подъема русской жизни, эпохи Крымской войны и смены царствований, является иллюстрацией своеобразного духовного и внешнего уклада знаменитой русской семьи.
Башкирцева Мария Константиновна Родилась в 1860 году. Русская художница, большую известность получил ее юношеский дневник, опубликованный в конце XIX века. Умерла от чахотки в 1884 году. В России сохранилось лишь несколько ее картин, зато во Франции Башкирцева представлена в музее Ниццы и в Люксембургской галерее. Свою первую книгу стихов «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила Марии Башкирцевой.
Из дневника Марии Башкирцевой «Люди весь день любуются мною, мама любуется, княгиня Голицына любуется... А я на самом деле очень красива!» (18.8.1874). «Бедные женщины! Столько усилий, столько жара требуется, чтобы они учились тому, чему учатся все студенты естественных факультетов, в большинстве своем мужчины. Мужчины, вас посылают в школы, и вы спокойно учитесь, тогда как мы напрасно расходуем наше время, лишь бегло проглядывая книги, мы знаем кое-что без системы и порядка» (12.12.1877). «Я вам так и сказала, что должна буду умереть. Так не могло продолжаться, эта всеобъемлющая жажда, эти колоссальные стремления, это не могло продолжаться» (28.12.1882).
ВСТРЕЧА Вечерний дым над городом возник, Куда-то вдаль покорно шли вагоны, Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны, В одном из окон полудетский лик. На веках тень. Подобием короны Лежали кудри... Я сдержала крик: Мне стало ясно в этот краткий миг, Что пробуждают мертвых наших стоны. С той девушкой у темного окна — Виденьем рая в сутолке вокзальной — Не раз встречалась я в долинах сна. Но почему была она печальной? Чего искал прозрачный силуэт? Быть может ей — и в небе счастья нет?... Марина Цветаева
Дьяконова Елизавета Александровна Родилась в купеческой семье в г. Нерехта Костромской губернии. Окончила гимназию с серебряной медалью. В 1899 году окончила Высшие женские курсы. В 1900 году поступила на юридический факультет Сорбонны. Умерла по дороге в Россию 11 августа 1902 года. Автор «Дневника русской женщины», который начала вести в возрасте 11 лет.
Из дневника Елизаветы Дьяконовой «1886 год Мой маленький дневник Нерехта, 31 мая. О, Боже мой! Что за день был сегодня! Этот день для меня важный, потому что я получила хороший аттестат -- плод моих трудов за два года. Мне всего только одиннадцать лет, я поступила во второй класс Нерехтской Мариинской женской прогимназии. Итак, сегодня, в субботу, должна была решиться судьба 16 человек! Немногие из этого числа остались, всего пять-шесть, остальные вышли. После раздачи наград и аттестатов наступило время расстаться. Я живо помню, как мы собрались в умывальной, и все заплакали. Только учителя и начальница смотрели на это расставанье равнодушно, а некоторые из публики насмехались над нами. Я была подругой Мани, и, прощаясь, мы так разрыдались, что, кажется, только каменный человек равнодушно смотрел бы на эту картину. Не такие мы девочки, чтобы не плакать о подругах, как думают учителя! Милые подруги, все мы друг друга любим, но может быть никогда не увидимся! Мама {Александра Егоровна Дьяконова.} говорит, что меня отдадут учиться в Сиротский дом в Ярославль. Там живёт моя бабушка, мне будет хорошо».
Гиппиус Зинаида Николаевна Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 – 1845) - писательница, критик, мемуаристка. Петербургские дневники (1914-1919) – это записи, создаваемые в период творческой зрелости писательницы на разломе эпох. Они занимают особое место в творческом наследии З. Н. Гиппиус, перекликаются с ее поэзией, прозой, публицистикой. Состоит из трех частей: «Синяя книга», «Черная книжка», «Серый блокнот». В них отчетливо выражена жизненная и мировоззренческая позиция Гиппиус, ее взгляды на Россию, религию, писателей-современников. Это «дневник писателя». В этих текстах – серьезные творческие усилия по созданию нового типа повествования: соединение публицистики, критики и художественного стиля.
Из дневника Зинаиды Гиппиус 3 Сентября - 15г. События развертываются с невиданной быстротой. Написанное здесь, выше, две недели тому назад - уже старо. Но совершенно верно. События только оправдали мою точку зрения. Неумолимы события. Теперь для большинства видна горящая точка русского самодержавия. Жизнь кричит во все горло: без революционной воли, без акта хотя бы внутренне революционного, эта точка даже не потускнеет, не то что не погаснет. Разве вместе с Россией. Вчера, 2-го сентября, разогнали Думу. Это сделал царь с Горемыкиным. Причина - главная - знаменитый "думский блок". Он был так бледен, программа так умеренна, что иного результата и нельзя было ожидать. Царь смело разогнал либералов. Опять: "бессмысленные мечтания!" Мечтаний он не боится. Пожалуй, за ними проглядит и другое: голое, дикое и страшное не для него одного, страшное своей полной обнаженностью не только от мечтаний, но и от разума. Это опасность не пустая. Это - РЕАЛИЗМ. 4 Сентября. Мы еще не вернулись совсем в город, приехали всего на несколько дней. Беру свою книгу для записывания хроники. Поразительно все идет "по писанному". Но сначала общее. Варшава давно сдана. И Либава, и Ковно. Немцы наступают по всему фронту, все крепости сданы, очищена Вильна, из Минска бегут. Вопрос об эвакуации Петрограда открыт. Тысячная толпа беженцев тянется к центру России. Внутреннее положение не менее угрожающе. Главнокомандующий сменен, сам царь поехал на фронт.
Вирджиния Вульф Родилась в 1882 году. Аристократка, английская писательница и литературный критик. Автор романов «Миссис Дэллоуэй», «К маяку», «Волны». Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века.
Из дневника Вирджинии Вульф «Я хочу пропитать, насытить каждый атом, то есть изгнать всю тщету, мертвость, все лишнее. Показать мгновенье во всей полноте, чем бы оно ни заполнялось… Зачем допускать в литературу все, что не есть поэзия?... Я хочу все вместить; но пропитать, насытить» .
Руднева Евгения Максимовна Родилась 24 декабря 1920 года в г. Бердянске в семье служащего. Окончила 3 курса механико-математического факультета МГУ в 1941 году. Штурман 46 гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант. 645 боевых ночных вылетов. Сгорела в самолете в ночь на 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания. Герой Советского Союза. Все военные годы вела дневник.
Из дневника Жени Рудневой «15 августа Ночь, лунное затмение. Опять ты взвинчена до предела, Женечка. Теперь, когда Гали нет и она никогда не вернется... Ой, как это жутко звучит, жизнерадостная моя Галочка! Это слишком жестоко. Я ношу ее фотографию в партбилете, я не могу переложить ее в маленький белый конвертик, куда я уже положила Женю, — с такой болью в душе я похоронила и этого своего друга. А с Галкой я никак не решусь расстаться. 17 августа Я окончила Олдингтона «Все люди враги». Автор вместе с Кларендоном совершает массу ошибок, взгляд у него на жизнь далеко не жизненный, и сам он, как человек умный, понимает обреченность своих теорий. Но эта книга волнует. Ряд мыслей у него для меня нов и поражает оригинальностью (вместе с тем они и наиболее слабое у него место), ряд «вечных истин» очень тонко подмечен. «Любовь — это самое интимное, самое личное в человеке. Она подобна цветку, который можно подарить в данный момент только одному человеку. Если любишь, надо всего себя отдать и чувствовать, что тебя принимают, — и, быть может, в любви труднее все принять, чем все отдать. Мы знаем, что даем, но не можем знать, что получим». Вечер, 25 августа Женечка, ты хочешь несбыточного: ты хочешь, чтобы среди девушек нашлась вторая Галя. Но ведь Галя была у тебя только одна — да и ту ты сама, товарищ штурман полка, послала на смерть...»
Памяти Жени Нет, не сгорела ты в пламени быстром, Факелом ярким пылая в ночи, а унеслась ты в межзвездные выси - там твое сердце большое стучит. Там, среди звезд, ты летишь бесконечно. А на земле, на горе Митридат, имя твое записали навечно среди погибших под Керчью солдат. Ах, как ты рано ушла безвозвратно… Но, обернувшись одной из планет, ты посылаешь на землю обратно Малой Планеты немеркнущий свет Н.Меклин
Савичева Татьяна Николаевна Таня Савичева родилась 23 января 1930 года в селе Дворищи под Гдовом. Выросла в Ленинграде. В конце мая 1941 года Таня закончила 3-й класс школы №35. Вывезенная из Ленинграда Таня умерла в июле 1944 года. Таниным дневником стала записная книжка старшей сестры Нины. В дневнике всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Анна Франк Еврейская девочка, скрывавшаяся от фашистского террора в Нидерландах. Тринадцатилетняя Анна каждый день излагала подробности своей жизни. Погибла в концлагере.
Дневник голландской девочки Анны Франк -- один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма -- сделал ее имя знаменитым на весь мир. Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года. Сначала она писала только для себя, пока весной 1944 года не услышала по радиовыступление министра образования Нидерландов Болкенштейна. Тот сказал, что все свидетельства нидерландцев периода оккупации должны стать всенародным достоянием. Под впечатлением от этих слов Анна решила после войны издать книгу, в основу которой лег бы ее дневник. Анна стала переписывать свои заметки, при этом она что-то изменяла, опускала куски, казавшиеся ей неинтересными, и прибавляла из своих воспоминаний новые. Наряду с этой работой она продолжала вести первоначальный дневник, последняя запись которого датирована 1 августа 1944 года. Три дня спустя, четвертого августа, восемь обитателей Убежища были арестованы немецкой полицией. Мип Гиз и Беп Фоскейл подобрали Аннины записки сразу после ареста. Мип хранила их в ящике стола конторы и отдала отцу девочки Отто Франк, когда о смерти Анны стало достоверно известно.
Из дневника Анны Франк «Пятница, 9 октября 1942 г. Милая Китти! Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев – наших друзей и знакомых – арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это – страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности. Если уж тут, в Голландии, так страшно, то какой ужас ждет их там, куда их высылают! Английское радио передает, что их ждут газовые камеры, и, может быть, это еще самый быстрый способ уничтожения. Мип рассказывает ужасные случаи, она сама в страшном волнении. Она ждала машину гестапо, которая собирает всех подряд. Старуха дрожала от страха. Зенитки гремели, лучи прожекторов шарили в темноте, эхо от грохота английских самолетов перекатывалось среди домов. Но Мип не решалась взять старуху к себе. Немцы за это карают очень сурово».
Берггольц Ольга Федоровна Поэтесса Ольга Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Петербурге в семье врача. В годы Великой Отечественной войны оставалась в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. В это время Ольга Берггольц создала одно из своих лучших произведений «Февральский дневник» (1942 г.), посвященный защитникам Ленинграда. Дневники, которые вела поэтесса много лет, при ее жизни опубликованы не были. После ее смерти архив был арестован властями. Фрагменты дневников впервые появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы».
Из дневника Ольги Берггольц Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача, рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова? Я тоже -- ленинградская вдова. Мы съели хлеб, что был отложен на день, в один платок закутались вдвоем, и тихо-тихо стало в Ленинграде, Один, стуча, трудился метроном. И стыли ноги, и томилась свечка... Вокруг ее слепого огонька образовалось лунное колечко, похожее на радугу слегка. Когда немного посветлело небо, мы вместе вышли за водой и хлебом и услыхали дальней канонады рыдающий, тяжелый, мерный гул: то армия рвала кольцо блокады, вела огонь по нашему врагу.
Княжна Мария Васильчикова (1917 -1978) была увезена родителями в Германию в раннем возрасте. Знала пять языков. Работала в Бюро радиовещания, затем в министерстве иностранных дел. Оказалась в кругу людей, образовавших ядро будущего заговора против Гитлера 20 июля 1944 года. Автор «Берлинского дневника» (1941-1945). Васильчикова Мария Илларионовна
Из дневника Марии Васильчиковой «Вторник, 16 мая. Вторжение союзников в Европу начнется вот-вот, и газеты только и пишут, что о «нашей готовности». Совсем не работается; заботишься только о том, как бы прожить день. Сослуживцы то и дело исчезают «по семейным обстоятельствам», что обычно означает разрушение бомбами их жилья. Берлин. Понедельник, 10 июля. Вернулась в Берлин, остановилась в «Адлоне». Джорджио Чини все еще здесь. Вчера мы ужинали там с Адамом Троттом. Мы заговорили по-английски с метрдотелем, и тот с радостью продемонстрировал, что вовсе не забыл этот язык. На нас недоуменно оборачивались. Затем Адам повез меня по городу на машине, и мы, не вдаваясь в подробности, обсуждали грядущие события; он сказал мне, что их осталось недолго ждать. Мы с ним несколько расходимся во мнениях по этому вопросу: я по-прежнему считаю, что слишком много времени тратится на разработку деталей, тогда как для меня теперь по-настоящему важно только одно — физическое устранение этого человека. Что станет с Германией, когда он будет мертв, — этим можно заняться и позже. Возможно, мне все представляется излишне простым, поскольку я не немка, в то время как для Адама существенно, чтобы Германия в том или ином виде имела шанс выжить. Сегодня вечером мы с ним сильно сцепились по этому поводу, и оба очень расстроились. Как жаль — в такой именно момент...»
Дневник обладает многофункциональностью, предоставляющей широкие возможности для творческого развития, самопознания, самореализации и самовыражения автора. Роль дневника - роль эффективного инструмента постановки и решения проблем самоконтроля, самовоспитания и самообразования неоценима для активной, целеустремлённой личности. Его назначение быть объектом интеллектуального и духовного наследия одной уникальной личности (а каждый человек по своему уникален) - священно. Функции дневника широки и многообразны. Как жанр литературного творчества, он доступен каждому, кто владеет письменностью. Опубликованные произведения этого жанра востребованы как массовым читателем, так и специалистами: историками, биографами, литературоведами и т.д.