Презентация - "Карл Иванович Шустерлинг"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Карл Иванович Шустерлинг"
Опыт погружения в художественный мир одного загадочного писателя ©Зайцева Ольга Владимировна, учитель словесности 64 лицея Приморского района
Псевдонимов у Даниила Ивановича было много, около тридцати, менял он их с легкостью. Однако именно «Хармс» (от французского “charm “ - шарм, обаяние - и от английского “harm” – вред) наиболее точно отражал сущность отношения писателя к жизни и творчеству. Писатель умел видеть смешное в самых грустных вещах и находить весьма невеселые моменты в самом смешном.
Пришел к парикмахеру Колька Карась. -- Садитесь, -- сказал парикмахер, смеясь. Но вместо волос он увидел ежа И кинулся к двери, крича и визжа. Но Колька проказник не долго тужил И тете Наташе ежа подложил. А тетя Наташа, увидев ежа, Вскочила, как мячик, от страха визжа. Об этих проказах услышал отец: -- Подать мне ежа! -- он вскричал наконец. А Колька, от смеха трясясь и визжа, Принёс напечатанный номер "Ежа". -- Помогите! Караул! Мальчик яблоки стянул! -- Я прошу без разговора Отыскать немедля вора! Ванька с Васькой караулят, А старушка спит на стуле. -- Что же это? Это что ж? Вор не вор, а просто ёж! -- До чего дошли ежи! Стой! Хватай! Лови! Держи! ...Ёж решился на грабёж, Чтоб купить последний "Ёж"!
«Чиж» и «Еж» - замечательные детские журналы, с которыми сотрудничал Д.Хармс В тридцатых годах детская книга стала единственным профессиональным пристанищем писателя… Веселые рассказы, забавные стихи, увлекательные истории занимали всю площадь журналов – от первой до последней страницы!
Доедая с маслом булку, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. Сказал младший: "Вот напасть! Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть". Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку Надо брать с собою... 1938
Шел по улице отряд -- сорок мальчиков подряд: раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, и четыре на четыре, и ещё потом четыре. В переулке шел отряд -- сорок девочек подряд: раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, и четыре на четыре, и ещё потом четыре. Да как встретилися вдруг -- стало восемьдесят вдруг! Раз, два, три, четыре, и четыре на четыре, на четырнадцать четыре, и ещё потом четыре. А на площадь повернули, а на площади стоит не компания, не рота, не толпа, не батальон, и не сорок, и не сотня, а почти что МИЛЛИОН! Раз, два, три, четыре, и четырежды четыре, сто четыре на четыре, полтораста на четыре, двести тысяч на четыре, и ещё потом четыре! всё.
Произведения для детей давались Хармсу легко, видимо, потому, что к жизни он относился, как к игре. Он умел ходить по перилам балкона на последнем этаже Ленинградского Дома книги… Изображать муху в тот момент, когда та размышляет, куда бы ей полететь… Любил изобретать игры, придумывать псевдонимы, рисовать карикатуры Д.Хармс Автопортрет Д.Хармс Автопортрет
Д.Хармс изображает своего несуществующего брата Ивана Ивановича Хармса, приват-доцента Санкт-Петербургского университета, брюзгу и сноба. Умел писать и «заумные» стихи, и комедийные репризы для цирка… Любил изображать своего несуществующего брата. Д.Хармс. Автошарж Д.Хармс. Автопортрет Состоял в объединении писателей со странным названием ОБЭРИУ.
Детские стихи и рассказы Хармса стали неотъемлемой частью нашей духовной культуры. Они звучат по радио, исполняются на концертах. На их темы созданы мультфильмы и театральные постановки
Псевдоним – вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля Абсурд – нелепость, бессмыслица. Алогизм 1. Нелогичность, несовместимость с требованиями логики 2. филос. Отрицание логики как средства научного познания 3. Намеренное нарушение в речи логических связей с целью создания стилистического эффекта Авангард 1. Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил. 2. перен. Передовая, ведущая часть какой-либо общественной группы (впереди, в первых рядах) ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1926 – нач.30-х гг. в Ленинграде (Д.Хармс. А.И.Введенский, Н.А.Заболоцкий, К.В.Вагинов, Ю.Д.Владимиров) Декларировали отказ от традиционных форм искусства, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Систематически подвергались нападкам официозной критики, многие участники объединения были репрессированы, погибли в заключении Гротеск – изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличении
Отец писателя, известный народоволец, был приговорен к смертной казни, помилован и отправлен в ссылку на Сахалин. Даня родился уже после освобождения отца, когда Ювачев вернулся в Петербург В эти годы начала века отец Хармса стал автором мемуарных и религиозных книг - послужил прототипом для героев Льва Толстого и Чехова... Так что корни Хармса - вполне литературные. Иван Павлович Ювачев, отец Д.Хармса Даня на руках кормилицы
Но известно, что Иван Павлович не одобрял сочинений сына, - столь не похожи они были на то, что он сам почитал в литературе. Отец стал для Хармса неким высшим существом, уважение к которому, как свидетельствуют легенды, воплощалось, например, в том, что сын, до конца жизни отца вставал в его присутствии и разговаривал с отцом только стоя
В 1903 г. И. П. Ювачев женился на Надежде Ивановне Колюбакиной (1876-1928), в то время заведовавшей прачечной в убежище принцессы Ольденбургской, а с годами ставшей начальницей всего заведения - места, где женщины, освободившиеся из тюрьмы, получали на первое время приют и работу. Поразительно, что мать не только никак не воплотилась в текстах Хармса, но даже ее кончина не зафиксирована в его записных книжках. Даниил Ювачев родился 17 (30)декабря 1905 года