Презентация - "Любовь хулигана»: жизнь, слово и музыка"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Любовь хулигана»: жизнь, слово и музыка"
Вступление «Если Есенин не дотягивает до Блока и Пастернака – в их культуре, а до Маяковского – в его ораторской мощи, то своей исповедальностью он «перетянул» из всех, вместе взятых,» - писал Евтушенко. Какую роль в жизни поэта или писателя играет женщина, которую он выбрал себе в спутницы? А без какой женщины немыслим поэт Сергей Есенин? Попытаемся предположить, что такой женщиной в его жизни могла стать Августа Миклашевская.
В результате анкетирования выяснилось следующее: Опрошенные считают, что по характеру Есенин был 72% - хулиганистым, 5% -наивным, 2% - замкнутым, по 1% - импульсивным и высокомерным.
Самыми известными фактами биографии Есенина оказались для опрашиваемых следующие: 47% заинтересовались причиной гибели Есенина, 43% опрошенных интересуют женщины, которых любил Есенин, 28% знают, что Есенин был крестьянского происхождения, родился в селе Константинове Рязанской губернии 16% отметили, что Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Любимые женщины Есенина Айседора Дункан - 60% опрошенных, Зинаида Райх -15%, Софья Толстая - 15%, Анна Изряднова - 3%, Августа Миклашевская - 3%, Надежда Вольпин -2%, Галина Бениславская - 2%.
Самые популярные песни на стихи Есенина среди опрашиваемых «Клён ты мой опавший» - 47% опрашиваемых, «Я московский озорной гуляка…» - 31%, 21% назвали песни «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Мне осталась одна забава…».
Любимыми были названы разные стихи Есенина. Если разделить их по темам, то можно выделить следующие. 44% - тема любви - ( «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Никогда я не был на Босфоре», «Письмо к женщине», «Заметался пожар голубой»), 17% - тема Родины, 15% - тема лирического героя, по 2% - стихи о матери, о животных, философские стихи.
Назвали имя Августы Миклашевской (одна из любимых женщин Есенина, которая работала в Кировском Драматическом театре) - 3% опрошенных.
Актуальность исследования Личная жизнь поэта, его отношение к женщинам, стихи о любви – всё это до сих пор является объектом интереса людей. «Бурная, дерзко неповторимая и прекрасная жизнь» Сергея Есенина запечатлелась в его стихах: Стихи мои, Спокойно расскажите Про жизнь мою.
Причинами литературного хулиганства Есенина называли следующие. 1) Его крестьянское происхождение, удаль и отчаянность деревенских парней. Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой, Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. («Все живое особой метой…»)
2) Провозглашаемая идея свободы творчества отчасти и привела к литературному хулиганству. Самодержавный Русский гнет Сжимал все лучшее за горло, Его мы кончили — И вот Свобода крылья распростерла. И каждый в племени своем, Своим мотивом и наречьем, Мы всяк По-своему поем, Поддавшись чувствам Человечьим... («Поэтам Грузии…»)
3) Следствие переживания революции, смены власти в стране. Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво. Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался. («Письмо к женщине».)
4) Попав в Петербург, он довольно быстро вошёл во вкус богемной жизни, окунулся в развратный грязный омут кабаков. Шум и гам в этом логове жутком, Но всю ночь, напролёт, до зари, Я читаю стихи проституткам И с бандитами жарю спирт. Сердце бьется все чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: — Я такой же, как вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад. («Да! Теперь решено. Без возврата…»)
5) Дань литературной традиции «Стойла Пегаса», культивировавшего хулиганские мотивы в поэзии. Провоняю я редькой и луком И, тревожа вечернюю гладь, Буду громко сморкаться в руку И во всём дурака валять. (««Не ругайтесь! Такое дело!..» )
6) Создание специального имиджа. Я хожу в цилиндре не для женщин - В глупой страсти сердце жить не в силе,- В нем удобней, грусть свою уменьшив, Золото овса давать кобыле. («Я обманывать себя не стану…»)
7) Утрата веры в Бога. Ах! какая смешная потеря! Много в жизни смешных потерь. Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь. («Мне осталась одна забава…»)
К Есенину применимы слова критика Ю.Карякина: «Он был из тех, кого на Руси называют непутёвыми, забубенными, отчаянными, но кого любят почему-то горячее и преданнее, чем самых правильных и рассудительных». Золотые, далекие дали! Все сжигает житейская мреть. И похабничал я и скандалил Для того, чтобы ярче гореть.
Что предшествовало знакомству Есенина с Августой Миклашевской? Родился в 1895 году в Рязанской губернии в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери… Изба крестьянская. Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады кроткий свет.
Стихи я начал писать рано, лет девяти… Сознательное творчество отношу к 16—17 годам… От сонма чувств Вскружилась голова. И я сказал: Коль этот зуд проснулся, Всю душу выплещу в слова.
Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург… Мечтатель сельский - Я в столице Стал первокласснейший поэт. Россия... Царщина... Тоска... И снисходительность дворянства. Ну что ж! Так принимай, Москва, Отчаянное хулиганство.
Из поэтов-современников нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. Еще прошли года. В годах такое было, О чем в словах Всего не рассказать: На смену царщине С величественной силой Рабочая предстала рать.
В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма… После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе… И пусть иная жизнь села Меня наполнит Новой силой, Как раньше К славе привела Родная русская кобыла. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.»
Быстрая смена любовных увлечений была следствием желания Есенина найти ту единственную, которая смогла бы обеспечить тепло семейного очага, изменить его жизнь. В 1923 году Есенин сблизился с актрисой Московского камерного театра Августой Миклашевской, которой посвятил цикл стихов «Любовь хулигана». Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо. Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?
Миклашевская Августа Леонидовна Родилась в 1891 году. Театральную карьеру начала в Ростове-на-Дону (роль Софьи в спектакле «Горе от ума») и в знаменитом Московском камерном театре под руководством Таирова. Работала в провинциальных театрах: в Брянском театре, в Рязанском, в Ижевском. В 1940-1943 годах - актриса Кировского драматического театра. В Камерный театр вернулась в 1943 году. Была знакома с Сергеем Есениным, который посвятил ей цикл стихов «Любовь хулигана». Заслуженная артистка РСФСР. Ушла из жизни в июне 1977 года.
Цикл «Любовь хулигана» Из воспоминаний А. Миклашевской: «Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана «Медведь» Мариенгоф, Никритина, Есенин и я. Он был какой-то притихший, задумчивый... — Я буду писать вам стихи. Мариенгоф смеялся: — Такие же, как Дункан? — Нет, ей я буду писать нежные...»
В цикл «Любовь хулигана» вошло 7 стихотворений, написанных во второй половине 1923 года: «Заметался пожар голубой», «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…», «Вечер черные брови насопил…».
Основные темы и образы цикла Сомнение в возможности счастья Тема прощания с хулиганством Любовь к женщине Образ лирической героини, способной изменить героя Образ «другого». Образ времени Образ лирического героя
Цикл «Любовь хулигана» построен как небольшой роман о любви, в котором рассказывается история от первых дней («Заметался пожар голубой…») до последних («Вечер чёрные брови насопил…»)
Из воспоминаний А. Миклашевской: «Щедрый он был. Душой своей щедрый был. Мне вот бессмертие подарил... Самое лучшее качество Есенина - искренность. У него в стихах душа живая бьется, плачет, радуется, смеется, озорничает... Как в жизни, так и в своих стихах выплеснулась...»
Миклашевская в Кирове. Миклашевская играла в нашем Кировском драмтеатре в 1940-1943 гг. Самой сильной ролью Августы Миклашевской в кировский период современники считали роль Анны Карениной в одноименной постановке. Также во время войны актриса работала в Слободском.
Почему Августа Миклашевская не стала спутницей жизни поэта Сергея Есенина? Миклашевская не была уверена в том, что Есенин сможет обеспечить будущее её сына. Не случайно один из образов цикла – возможный соперник, «другой». Он существовал на самом деле. Некоторые современники считали, что Есенин выдумал эту любовь ради написания стихов