Презентация - "Сравнения в произведениях И. С. Тургенева: повести «Муму» и рассказе «Певцы»"
- Презентации / Презентации по Литературе
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Сравнения в произведениях И. С. Тургенева: повести «Муму» и рассказе «Певцы»"
Цель исследования: Найти в произведениях Тургенева сравнения и определить их значение и роль в художественном тексте. Задачи: Перечитать повесть Тургенева «Муму» и рассказ «Певцы». Найти и выписать из произведений все сравнения. Классифицировать сравнения по их видам (простые, метафорические, олицетворения и овеществления). Определить роль сравнений в художественном тексте.
Теория вопроса Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнительный оборот строится с помощью союзов: как, словно, будто, как будто, точно.
Метафора (греч. «перенос»), образное сближение слов на базе их переносного значения. Олицетворение – это воплощение каких-нибудь черт, свойств в образе живого существа. Овеществление – это выражение в чём-нибудь вещественном, материальном.
«Муму» Сравнения: «Ночью Муму не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка, которая, сидя на задних лапах и подняв морду и зажмурив глаза, лает просто о скуки, так, на звёзды» (прямое сравнение).
Метафорические сравнения: 1.«Мышцы Герасима, как рычаг опускались и поднимались». 2. «Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо». 3. «Герасим видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела».
Овеществление Герасим Капитон «Герасим вырос немой и могучий,как дереворастёт на плодородной земле». «Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок».
Выводы по главе: 1. Автор не использовал в повести олицетворения, но использовал простые, метафорические сравнения и овеществления. 2. Автор использовал сравнения в своей повести, для того чтобы, украсить её, сделать богаче, эмоциональнее.
«Певцы» Сравнения (прямые): «У Дикого Барина были чёрные, блестящие волосы, жёсткие, как щетина». «Моргач осторожен и в то же время предприимчив, как лисица». «Моргач болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается». «Лицо Якова было бледно, как у мёртвого. Мы все стояли как оцепенелые». «Яков наслаждался своей победой, как дитя». «Моргач, весь красный, как рак, и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла».
Метафорические сравнения: «Овраг, зияя как бездна, вьётся, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной деревушки». «На самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня». «Окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещённое изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужику мерцает путеводной звездою». «У Николая Ивановича жирный лоб, перетянутый морщинами, словно нитками».
5. «Чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог». 6. «Присутствие Обалдуя переносили, как неизбежное зло». 7. «Рядчик играл и вилял своим голосом, как юлой». 8. «У Якова глаза разгорелись, как уголья, и он весь дрожит как лист и беспорядочно улыбается». 9. «Звук дрожащий, как струна». 10. «Голос звенел, как надтреснутый».
Овеществление Николай Иванович Обалдуй «Когда у Николая Ивановича нет посещения, он обыкновенно сидит,как мешок, на земле перед дверью своей избы, подвернув под себя свои тонкие ножки, и перекидывается ласковыми словцам со всеми прохожими». «Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками,как мельницакрыльями».
Выводы: Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий… А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.