Презентация - "Из истории русской философской мысли"
- Презентации / Презентации по Истории
- 0
- 14.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Из истории русской философской мысли"
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Общественно-философская мысль России богата и самобытна. Она представлена яркими именами крупных мыслителей, внесших значительный вклад в российскую и мировую культуру По мнению многих исследователей, формирование в России философии как самостоятельной, систематизированной области знания относится к XIX в. Однако это не означает, что в предшествующие эпохи философская мысль отсутствовала Уже в Киевскую Русь вместе с христианством пришли первые переводы латинских и греческих отцов церкви, византийских богословов
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Митрополит Иларио н (умер ок. 1055) - митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030-1050). Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. 2. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. 3. Русская земля включена Иларионом в общемировой процесс торжества «истины и благодати»
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Монах Филофей (ок. 1465-1542) — старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Известен как предполагаемый автор концепции «Москва - Третий Рим» Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI в. на почве политических и религиозных воззрений, в связи с явлениями общеевропейской истории 2. «…единъ ты во всей поднебесной христианом царь якоже выше писахъ ти и нынѣ глаголю: блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царьства снидошася въ твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоитъ, а четвертому не быти…»
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ Русской Православной Церкви, публицист, сподвижник Петра I Высоко ценил и отстаивал науку и просвещение 2. Один из первых в России философов- деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие 3. Во имя выставленного им идеала просвещённого человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком
1.Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Василий Никитич Татищев (1686-1750) - известный русский историк 1. Вся литературная деятельность Татищева, включая и труды по истории и географии, преследовала публицистические задачи: польза общества была его главною целью (утилитаризм - моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью ) 2. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что весьма характерно для философов эпохи Просвещения
2. Философские искания XIX века Пётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) - русский философ и публицист В 1829-1831 гг. создает своё главное произведение - «Философические письма» 2. Осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей 3. Отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму 4. Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира 5. В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал, что Россия имеет свою историческую миссию
2. Философские искания XIX века За падничество - сложившееся в 1840-х-50-х годах направление русской общественной и философской мысли, выражавшее настроения либеральной и радикально настроенной интеллигенции, стремившейся к дальнейшей европеизации и модернизации России А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Основываясь на признании изначального единства человечества и закономерностях его исторического развития, они полагали неизбежным для России пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские народы Западники полагали, что имеется единственный общечеловеческий путь развития, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы
2. Философские искания XIX века Славянофи льство - литературно-философское течение общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы Славянофилы верили в наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития, принципиально отличного от западноевропейского пути Любые попытки направить развитие России в русло западной цивилизации расценивались ими как навязывание чуждых ценностей
2. Философские искания XIX века Владимир Сергеевич Соловьёв (1853−1900) - российский религиозный философ, поэт, публицист, литературный критик Смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом Через царство природное человеческое бытие постепенно приходит к Царству Божию, в котором все вновь собирается из хаоса и обживается. Основной идеей его религиозной философии была идея Софии - Душа Мира. Речь идёт о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром Вера не противоречит разуму, а дополняет его
3. Цивилизационный путь России: продолжение споров Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871-1944 гг.), П. А. Флоренский (1882-1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879-1937 гг.) Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Н. А. Бердяев как и его предшественник В. Соловьев, исходил из промежуточного положения России между Западом и Востоком. Россия стала ареной «столкновения и противоборства восточных и западных элементов»