Презентация - "Святая великомученица Екатарина"
- Презентации / Презентации по Истории
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Святая великомученица Екатарина"
Родилась в Александрии в 287 году. Согласно житию, она «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, как например: Асклипия, Гиппократа и Галина; кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия».
Многие богатые и знатные люди сватались за нее и с этой целью приходили к ее матери, тайной христианке, скрывавшей свою веру по причине жестокого гонения, воздвигнутого в то время на верующих императором Максимином. Родственники и мать часто советовали Екатерине выйти замуж, чтобы царское наследие ее отца не перешло в руки кому-либо чужому. Но, дева Екатерина возымела в своем сердце желание сохранить на всю жизнь чистоту девства, и крайне не хотела замужества. Когда же родные Екатерины начали усиленно уговаривать ее вступить в брак, она, чтобы поставить препятствие их настойчивости, предложила им: - Если вы непременно хотите, чтобы я вышла замуж, то найдите мне такого юношу, который был бы равен мне и по знатности рода, и по богатству, и по красоте, и по мудрости. Всякий же юноша, не имеющий хотя бы одного из этих дарований, не достоин меня, и я не желаю быть его женой
Видя непреклонность своей дочери, мать решила прибегнуть к совету своего духовного отца, который, по причине гонения, жил в сокровенном месте за городом. Она взяла с собой Екатерину и пошла с ней к этому праведному мужу. Старец, увидев красоту и чистоту Екатерины, и услышав ее мудрые ответы, решил показать ей, что есть истинное благородство, и истинное богатство, и истинная красота, и истинная мудрость, источником которой является Невидимый Творец и Художник этого мира, Который показал нам себя в Сыне Своем Единородном - Господе Иисусе Христе.
Знаю я, - сказал он ей, - одного чудного Юношу, Который несравненно превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его светлее солнечного света; премудрость Его управляет всеми чувственными и духовными созданиями; богатство Его сокровищ распространено по всему миру и никогда не уменьшается; а высота Его рода неизреченна и непостижима. Во всем мире нет подобного Ему. Внимая словам старца, Екатерина думала, что он говорит ей о каком-нибудь земном князе, и усомнилась, - правда ли все то, что он ей говорит, - и спросила: - Чей же сын, так восхваляемый тобою Юноша? На это старец ответил ей, что Он не имеет отца на земле, но родился неизреченно и сверхъестественно от одной честнейшей родом Пресвятой и Пречистой Девы. А Она сподобилась родить такого Сына за Свою величайшую чистоту и святость.
Екатерина возвратилась в дом свой, и всю ночь провела в молитве, пока не заснула. И вот, снова видит она Царицу Небесную с Божественным Младенцем на руках. Младенец же теперь взирал на Екатерину с великой благостью и кротостью. Тогда, Божия Матерь спросила Своего Сына: - Угодна ли теперь Тебе эта девица? Господь отвечал Пречистой Матери Своей: - Весьма угодна, ибо теперь она и прекрасна, и славна, и богата, и премудра, и так она угодна Мне, что хочу обручить ее Себе в нетленную невесту.
Вскоре после этого император Максимин, желая угодить своим богам, объявил о всенародном празднике с жертвоприношениями. Город наполнился суетой, смятением и криками животных. Благочестивое сердце Екатерины и стремление к истине направило ее в императорский дворец. В житии святой Екатерины мы читаем ее обращение к царю: «Пойми, великий царь, что вы вовлечены бесами в соблазн. Вы почитаете богами бесчувственных идолов и служите им. Поверь хотя бы беспристрастному философу Диодору Сицилийскому, который говорит, что те, кого вы называете богами, некогда были людьми, но ради некоторых деяний, совершенных ими при жизни, люди устроили им памятники и статуи. Последующие же поколения, не зная мысли своих праотцов, которые только ради воспоминания поставили им эти памятники, начали поклоняться этим статуям как богам. И знаменитый Плутарх Херонейский гнушался этими богами и презирал их.
Император Максимин, пораженный красотой и умом святой Екатерины, захотел склонить ее на сторону своей религии, но понимая, что сам не сможет убедить ее в истинности язычества, приказал собрать во дворец пятьдесят лучших ученых мужей-философов. Слушать спор христианской девицы с языческими мудрецами собралось множество народа
благочестивые слова говорила святая Екатерина собравшимся людям, что повергло всех в молчание. Император Миксимин приказал вступить в спор следующему философу, но, не смея противиться Истине, ни один из ученых мужей больше не сказал ни слова. В гневе император приказал развести большой костер в центре города и прилюдно сжечь всех философов. Они же, услышав это приказание, встали на колени перед святой Екатериной, прося ее помолиться о них Тому Единому Истинному Богу, Который дал ей такую премудрость и силу. Помолиться о том, чтобы Он простил им все, совершенное ими в неведении, и сподобил их Своего Царствия. Святая Екатерина ободрила их, говоря, что они будут желанными друзьями Христа, так как отвернулись от тьмы, избрав Свет истинный, презрев царя земного, обратились к Царю Небесному.
С целью устрашить Екатерину императорский вельможа Хурсаден предложил Максимину изготовить следующее орудие для пытки: Прикажи устроить на одной оси четыре деревянные колеса, а по ним вокруг наколотить разные железные острия: два колеса пусть обращаются в правую, а два в левую сторону; по средине же их пусть будет привязана девица, и вращающиеся колеса раздробят её тело. Но прежде пусть только покажут эти колёса Екатерине, чтобы она, видя их, убоялась жестокого мучения, и подчинилась бы твоей воле; если же и после этого она останется в прежнем упорстве, — то пусть примет мучительную смерть. — Димитрий Ростовский. Жития святых.
Эти колёса, согласно житию, были разрушены сошедшим с неба ангелом, который избавил Екатерину от мук. Узнав об этом, супруга Максимина пришла и стала обличать своего супруга, исповедала себя христианкой и была казнена. Вслед за нею был казнён военачальник Порфирий и 200 воинов, обращённых Екатериной в христианство.
После казни святой Екатерины тело её исчезло. По преданию, оно было перенесено ангелами на вершину самой высокой горы Синая, теперь носящей её имя. Три века спустя, в середине VI века, монахи монастыря Преображения, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там останки святой Екатерины, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в церковь. После обретения монахами монастыря Преображения мощей святой Екатерины и распространением её культа монастырь к XI веку приобрёл своё настоящее название — монастырь Святой Екатерины.
С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения. Монашескую жизнь этого периода описал в V веке ученик Иоанна Златоуста, бывший префект Константинополя — святой Нил, чьи труды до сих пор изучают священники, монахи и верующие
В период правления императора Константина, в 330 году, монахи Синая обратились к его матери святой Елене с просьбой о постройке возле Неопалимой купины маленькой церкви, посвящённой Богоматери, а также башни для убежища монахов на случай набегов кочевников. Прошение монахов было удовлетворено, и паломники конца IV века сообщали, что на Синае уже была процветающая община монахов, которая привлекала верующих из разных мест Византийской империи
Монастырь поддерживал давние связи с Россией. В 1375 году в Москву приехал митрополит Макарий за милостыней для монастыря, а в 1390 году из монастыря Святой Екатерины в дар великим князьям была привезена икона с изображением Неопалимой купины, которую поместили в Благовещенский собор Кремля (сначала в иконостас, а затем в алтарь к другим ценным иконам, полученным от восточного духовенства) В 1558 году царь Иван Грозный направил к восточным патриархам посольство с златотканым покровом на мощи святой Екатерины в дар для Синайского монастыря. В 1687 году синайские монахи прибыли в Москву, где прожили до 1689 года. Приезд был связан с начатой в 1682 году синайским архиепископом Ананией компанией по передаче монастыря под покровительство России.
В Киеве в середине XVIII века было открыто подворье монастыря святой Екатерины. В 1860 году монастырь получил от императора Александра II в дар новую раку для мощей святой Екатерины, а для построенной в 1871 году монастырской колокольни император прислал 9 колоколов, используемых по настоящее время в праздничные дни и перед литургией. Многочисленные русские учёные внесли свой вклад в изучение Синайского монастыря. Русский иеромонах Самуил в 1837 году впервые расчистил и укрепил мозаику VI века «Преображение Господне», украшающую кафоликон монастыря. В 1887 году исследователь Алексей Дмитриевский составил каталог икон монастырского собрания и рассмотрел вопросы о Критской школе иконописи и роли Синая в сохранении культурных традиций в XVI—XVIII веках. В изучении монастыря Святой Екатерины большую роль сыграло Православное Палестинское общество, осуществившее публикации русских и греческих материалов об этих местах.
Базилика Преображения Главный храм монастыря (католикон), трёхнефная базилика, посвящён Преображению Иисуса Христа. Его постройка относится к периоду правления императора Юстиниана. Храм продолговатый, большой и красивый, он подпирается 12 большими колоннами, по 6 с каждой стороны, в виде эмблемы 12 месяцев года. Пол его устлан весь красивыми мраморными плитами, ширина храма 14 открытых шагов, длина 19 шагов; он во имя Христа Спасителя. Вход в нартекс украшают резные двери из ливанского кедра, изготовленные в период Крестовых походов, Над входной дверью помещена греческая надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» . В каждой из двенадцати колонн, увенчанных коринфскими капителями и разделяющих нефы базилики, в специальных углублениях хранятся мощи святых, закрытые бронзовыми пластинами, а на самих колоннах помещены минейные иконы XII века по числу месяцев года
Главным украшением базилики является расположенная в конхе апсиды мозаика Преображение Господне, находящаяся в очень хорошей сохранности. Мозаика выполнена в первой половине VI века придворными мастерами, присланными Юстинианом для украшения монастыря. Мозаика Преображение Господне обрамлена медальонами с шестнадцатью полуфигурами апостолов и пророков.