Презентация - "Тютчев Фёдор Иванович Любимые женщины поэта."
- Презентации / Презентации по английскому языку
- 0
- 13.10.20
Просмотреть и скачать презентацию на тему "Тютчев Фёдор Иванович Любимые женщины поэта."
Женщины, которых любил ПОЭТ: Амалия Крюденер, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг, Елена Денисьева.
. АМАЛИЯ КРЮДЕНЕР Возлюбленная Ф.И.Тютчева. Портрет работы И. Штиллера 1830-е гг. К. Б. Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое -- И сердцу стало так тепло… 26 июля 1970
Элеонора Петерсон - первая жена поэта Худ. И Шеллер, 1827 г. Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.
Эрнестина Тютчева, вторая жена поэта Литография Г. Бодмера с оригинала И. Штиллера. Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван – в России.
Елена Денисьева – последняя любовь поэта Фотография 1860-е гг. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! 1851 г. О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! 1854 г.
Благодаря общению с этими женщинами Тютчев создал изумительные стихи. Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них? О каждой из них можно сказать: Любила ты, и так как ты любить, Нет, никому еще не удавалось.
Как это было… 1921. Тютчев только что окончил Моско- вский университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. На домашнем совете было решено, что с блестящими способностями Феденьки можно сделать карьеру дипломата. И в середине 1822 года Тютчев едет в Германию в Мюнхен, где получает место сверхштатского чиновника при русской миссии. Никто не знал, что его отъезд обернется разлукой. Он покинул Россию на 22 года.
Именно здесь, за границей, начинается его личная жизнь, полная страстей и горестей, здесь он начнет создавать изумительные стихи, посвященные своим возлюбленным. Здесь повстречает первую любовь, впервые женится, переживет смерть первой жены, женится вторично, испытывая пылкие чувства.
Амалия Крюденер: «Мы познакомились во второй половине 1823 г. Я была пятью годами моложе его. Отец мой был дипломатом. Мы почувствовали симпатию друг к другу. Часто совершали прогулки по прекрасному Дунаю. Памятью о тех временах навеяно стихотворение: “Я помню время золотое…” «Твой милый образ, незабвенный…»
Однако родители девушки были против женитьбы . Тютчев был убит горем. Его настроение отразилось в стихотворении “К Н.”
Через 30 лет после их последней встречи (1870г.) они вновь увиделись в Карсбадене на лечении летом 1870 года. В это время сюда съезжалась вся европейская и русская знать, многие знали Тютчева. Но самой радостной была встреча с Амалией. Прогулки с пожилой но все еще сохранявшей привлекательность графиней, вдохновили Тютчева на создание прекрасного стихотворения “Я встретил вас…» (на стихи положен романс “Я встретил вас).
«Я ВСТРЕТИЛ ВАС…» «Я встретил вас – и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое- И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в вас, - Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты… Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И тоже в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!»
Последняя встреча произошла 31 марта 1873года. Разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова. Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил стихотворения: “Я помню время золотое…”, “Твой милый взор”, “Я встретил”, «Я знал ее…”.
Элеонора Петерсон: Летом 1825 получив отказ от родителей Амалии, Тютчев уехал в отпуск, вернулся в 1826г. А 5 марта свадьба Тютчева. Она – вдова русского дипломата (Элеонора Петерсон была на четыре года старше.) «О нашей свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Ведь я была лютеранкой, а он православного вероисповедания. Возникли трудности не только с получением родительского благословения, но и разрешения церковного. Мы скрывали свой брак. Сказать, что любила Тютчева – ничего не сказать, я его боготворила».
Тютчев о любви Элеоноры… “Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня».
В 1838 году Элеонора Петерсон пережила страшное потрясение: пожар на корабле, где она находилась с тремя детьми. Несколько часов провела в открытом море. Этот несчастный случай подорвал её здоровье. Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей: “Еще томлюсь тоской желанья…””
«Ещё томлюсь тоской желаний, Ещё стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Ещё ловлю я образ твой… Твой милый образ незабвенный, Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на тебе звезда…» 1848 год
Однолюбом Тютчев не был. Он мог страстно обожать двух женщин сразу. Женщины, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самоотверженным чувством. Он умел порой влюбить в себя женщин с первого взгляда.
В 1833 году Тютчев встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, которая была на семь лет моложе поэта. Она была одна из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием. Вскоре она овдовела и роман Тютчева грози перерасти в скандал. Тютчева срочно переводят в Турин. Эрнестине он посветил немало стихотворений, одно из них: “Люблю глаза твои”…
Люблю глаза твои, мой друг. С игрой их пламенно-чудесной, Когда их приподымешь вдруг. И словно молнией небесной, Окинешь бегло целый круг. Но есть сильней очарованья, Глаза, потупленные ниц. В минуты страстного лобзанья, И сквозь опущенных ресниц. Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Через год после смерти первой жены в 1839 году обвенчался с Эрнестиной. А осенью 1844 года вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием возвращается в Россию в Петербург. Дочери от первого брака временно остаются в Германии под присмотром теток. В 1845 он привезет дочерей в Россию. Дарья и Екатерина будут учиться в Смольном институте благородных девиц. Здесь он встречается с Еленой Денисьевой, которая глубоко и страстно полюбила поэта.
Е. А. Денисьева Денисьевой было 24 года , он – вдвое старше её. Эта женщина стала последней любовью поэта. Она была для него и блаженством, и безнадежностью. Денисьевой он посветил целый цикл стихов о любви, который так и был назван “Денисьевский цикл” . В нем содержится 21 стихотворение.
Из воспоминаний Е. А. Денисьевой: «Принадлежала я к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тетушки, инспектрисы Смольного института. Она любила меня как дочь. Рано начала вывозить в свет. Бывали мы в доме Тютчевых, с Федором Ивановичем встречались в Смольном, когда он посещал своих дочерей. Наши отношения вылились в светский скандал.»
Однако с семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Привязанность к жене совмещалась с любовью к Елене, и это вносило в его отношение к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Перед Денисьевой навсегда закрылись двери домов, где она прежде была желанной гостьей. Отец от неё отрекся.
14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Тютчев с Денисьевой жили в гражданском браке. У них было трое детей. Все они носили фамилию Тютчева. Мучительная раздвоенность терзала и поэта, и его возлюбленную. Двусмысленность положения не устраивали Елену. Она стала нервной, раздражительной. Свидания Тютчева с ней нередко заканчивались скандалами, бурными сценами.
«О, как убийственно мы любим…» Эта обстановка подействовала на течение болезни Денисьевой (она страдала чахоткой). Вскоре, в августе 1864 года, её не стало. Любовная драма отразилась в целом ряде замечательных стихотворений: «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим», «Я очи знал»
Я очи знал, - о, эти очи! Как я любил их, - знает Бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина! Дышал он грустный, углубленный В тени ресниц её густой, Как наслажденье, утомленный И, как страданье, роковой. И в эти чудные мгновенья Ни разу мне не довелось С ним повстречаться без волненья И любоваться им без слез. 1852 год
“О как на склоне наших лет…”. О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет , Любви последней, зари вечерней! Полнеба охватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, - Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О, ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность.
Это стихи – исповедь. Тютчев воспринимает любовь возвышенно. Любовь – это радость, борьба, мука, безнадежность. После смерти Денисьевой, Тютчев уехал за границу и до весны 1865 года жил в Женеве и Ницце. Затем он вернулся в Петербург, где его ждали новые удары судьбы: он похоронил мать и двух детей – сына и дочь Денисьевой. Позднее – брата, сына Дмитрия и дочь Марию. Тютчев чувствовал, что его жизнь клонится к закату. 15 июля 1873 года Тютчев умер В Царском Селе.
«Не живется… Только при ней и для неё я был личностью, только в её любви, в её беспредельной любви ко мне я осознавал себя» После первого удара паралича 1 января 1873 года он уже не поднимался с постели. После второго прожил несколько недель в мучительных страданиях. 15 июля 1873 года Тютчев скончался в Царском Селе. В последние минуты, возможно, перед его мысленным взором вновь явился образ той, что была истинной его Любовью и Музой, и угасающее сознание обратилось к этому миру с последней просьбой: Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье…
Через 2 года после смерти поэта, Эрнестина просматривая свой гербарий, нашла листок со стихами: “Не знаю я, коснется ль благодать, моей души болезненно-греховной…” Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдет ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне б благодатью ты б была, Ты, ты, моё земное проведенье…» Эти строки, обращенные к жене и связанные с любовью к Денисьевой, поэт написал в 1851 году
“Это было целое событие в моей жизни” - скажет Эрнестина о любви Тютчева к Денисьевой. Не перестаешь удивляться силе любви этой женщины, ее умению прощать, когда читаешь о том, что Эрнестина, видевшая страдания Денисьевой, напишет: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина”. Жена Эрнестина пережила Тютчева на 21 год
Любовь Тютчева : Это блаженство и безнадежность, это жизнь, это радость, это счастье, это нежность, это страдание, это слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения.
- Тютчев сумел в своей любовной лирике отразить противоречивость этого чувства. Любовь, по мнению Тютчева, несет ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побежденный. Главное, что увидел и высоко оценил Тютчев в женщине это – силу чувства, ее способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу. Конечно, можно по разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт – вне осуждения. Оправданием для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любимым такими женщинами. Тютчев был необыкновенно галантен, изысканно вежлив с женщинами, и это располагало, это притягивало женщин к поэту. Кроме того, он был блестящим собеседником и увлекательным рассказчиком.
Вглядываясь в старые фотографии… Снимок 1850 – ых годов несет на себе резкий отпечаток пережитых драм и волнений, он словно гипнотизирует нас своим пристальным, сосредоточенно-углубленным, скорбным взглядом. «Это было человеческое лицо, в котором жил высокий дух гения и которое как бы светилось нечеловеческой, духовной красотой. В его грустной улыбке сквозила жалость ко всему окружающему, а равно и к самому себе», - писал сын поэта Ф. Ф. Тютчев.